Условные и договорные обязательства и операционные риски

Политические и экономические условия в Республике Казахстане

Экономика Республики Казахстан продолжает проявлять некоторые характерные особенности, присущие странам, где рыночная экономика находится на стадии становления. Такие характеристики включают, но не ограничиваются, отсутствием свободно конвертируемой национальной валюты за пределами страны и низким уровнем ликвидности долговых и долевых ценных бумаг на рынках.

Кроме того, телекоммуникационный сектор в Казахстане остается подверженным влиянию политических, законодательных, налоговых и регуляторных изменений в Казахстане. Перспективы экономической стабильности Республики Казахстан в существенной степени зависят от эффективности экономических мер, предпринимаемых Правительством, а также развития правовой, регуляторной и политической систем, которые находятся вне сферы контроля Группы.

Финансовое состояние и будущая деятельность Группы могут ухудшиться вследствие продолжающихся экономических проблем, присущих развивающейся стране. Руководство Группы не может предвидеть ни степень, ни продолжительность экономических трудностей или оценить их влияние, если таковое будет иметь место, на данную консолидированную финансовую отчетность.

Судебные разбирательства

Группа участвует в определенных судебных разбирательствах, возникающих в ходе обычной деятельности.  По мнению руководства в настоящее время не существует каких-либо текущих судебных разбирательств или прочих неурегулированных претензий, результаты которых могли бы иметь существенное неблагоприятное влияние на финансовое положение Группы.

Налогообложение

Казахстанское налоговое законодательство и практика непрерывно изменяются, и поэтому подвержены различным толкованиям и частым изменениям, которые могут иметь ретроспективное влияние.  Кроме того, интерпретация налогового законодательства налоговыми органами применительно к сделкам и деятельности Группы может не совпадать с интерпретацией руководства. Как следствие, сделки Группы могут быть оспорены налоговыми органами, и Группе могут быть начислены дополнительные налоги, пени и штрафы.  Налоговые периоды открыты для ретроспективной проверки со стороны налоговых органов в течение пяти лет.

Руководство Группы полагает, что соответствующие положения законодательства интерпретированы им правильно, и что позиция Группы, принятая в части налогового, валютного и таможенного законодательства, будет успешно защищена в случае любого спора. Соответственно, на 31 декабря 2012 года резервы по потенциальным налоговым обязательствам не отражались (2011 г.: ноль).

Расследования государственных органов

В течение 2010-2012 гг. Компания подвергалась многочисленным расследованиям со стороны различных государственных органов, направленным на снижение тарифов Компании на услуги роуминга, а также отмену порогового знания по роумингу:

(I) Расследования в отношении порогового значения по роумингу

В 2010 году Компания подверглась расследованию со стороны Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (далее «Агентство»), связанному с предполагаемым нарушением антимонопольного законодательства операторами GSM в странах СНГ.

3 июля 2010 года на основе соответствующего заключения Агентство подало протокол в административный суд, обвиняя Компанию в ущемлении прав потребителей посредством установления порогового значения минимального баланса абонентов для доступа к услугам роуминга.

Исковая сумма штрафа составила 15 783 472 тысячи тенге, рассчитанная как 10% от общей суммы доходов Компании, полученных с 1 января 2009 года по 31 марта 2010 года.

После нескольких исков и встречных исков, поданных в течение 2010 года, Компания смогла защитить свою позицию, и заключение Агентства было отменено решением кассационного суда, имеющим незамедлительную юридическую силу.

Агентство обратилось с иском в высшую судебную инстанцию, и в августе 2011 года Верховный суд вернул дело в суд первой инстанции на дополнительное расследование. 24 августа 2012 года Административный суд города Алматы вынес решение в пользу Компании и прекратил производство по делу. Однако Агентство имеет право (но, не обязано) подать петицию в Прокуратуру города Алматы или Генеральную прокуратуру, требуя возобновления дела через протест, поданный в Прокуратуру или Генеральную прокуратуру.

Компания считает, что она сможет защитить свою позицию, так как по ее мнению установление такого порогового значения в отношении абонентов по предоплате соответствует рыночным условиям и не выражает доминирующего положения Компании. Руководство Компании считает, что действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений по установлению пороговых значений для доступа к услугам роуминга. Соответственно, резервы не были начислены в данной консолидированной финансовой отчетности на 31 декабря 2012 года (31 декабря 2011 года: ноль).

(II) Расследование тарифов на роуминг

Агентство также провело проверку тарифов Компании на роуминг за период с 1 января 2009 года по 31 марта 2010 года. По результатам проверки в ноябре 2010 года Агентство выпустило протокол об административных правонарушениях, утверждая, что Компания злоупотребляет доминирующим положением посредством установления завышенных тарифов на роуминг для российских абонентов. Агентство подало заявление в административный суд для возбуждения административного дела. 

Сумма иска составляла 15 783 472 тысячи тенге, рассчитанная как 10% от общей суммы выручки Компании, полученной за период проверки, плюс выручка от услуг роуминга за 2009 год в сумме 2 554 940 тысяч тенге.

После ряда исков и встречных исков, выдвинутых в течение 2010 года, Компания смогла отстоять свою позицию, и заключение Агентства было аннулировано решением кассационного суда с немедленным вступлением в действие.

В феврале 2011 года суд первой инстанции принял решение в пользу Группы в отношении расследования тарифов на роуминг. Агентство обратилось с иском в суд высшей инстанции, и в январе 2012 года Верховный суд вернул дело в суд первой инстанции на дополнительное расследование.

1 марта 2012 года Специализированный межрайонный административный суд г. Алматы вынес постановление о закрытии административного дела, возбужденного против Компании ввиду отсутствия состава правонарушения. Несмотря на то, что Агентство вправе (но, не обязано) подать апелляционную жалобу в Генеральную прокуратуру, Компания считает, что она не нарушала законодательство и положения в отношении тарифов на роуминг.

Компания считает, что она не нарушала законодательство и положения в отношении тарифов на роуминг. В последнее время Компания постоянно снижает тарифы на роуминг и принимает прочие меры в этом отношении. Руководство уверено, что позиция Компании будет в полной мере поддержана. Соответственно, резервы не были начислены в данной консолидированной финансовой отчетности на 31 декабря 2012 года (31 декабря 2011 года: ноль).

(III) Предварительное расследование отношений с компаниями по предоставлению услуг проведения денежных платежей

Компания получила Резолюцию Агентства о предварительном расследовании нарушения антимонопольного законодательства, датированную 22 июня 2012 года. Согласно данной Резолюции Агентство выдвигает обвинение против Компании в нарушении антимонопольного законодательства касательно отношений с компаниями, предоставляющими услуги проведения денежных платежей, которые в основном контролируют терминалы оплаты услуг.

В ноябре 2012 года Агентство завершило расследование. 13 ноября 2012 года Агентство издало приказ, предписывающий Компании прекратить нарушение антимонопольного законодательства к 4 декабря 2012 года и к 10 декабря 2012 года уведомить Агентство о предпринятых мерах по ликвидации данного нарушения. Компания предоставила Агентству ответ, утверждающий соблюдение Компанией антимонопольного законодательства.

Если Агентство оспорит позицию Компании, оно вправе выпустить дополнительные указания для Компании по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и начислить штраф в сумме приблизительно 3 236 тысяч тенге.

Руководство считает, что необходимость в отражении соответствующих резервов в настоящей консолидированной финансовой отчетности по состоянию на 31 декабря 2012 года отсутствует, поскольку Компания уверена в том, что не нарушала антимонопольное законодательство, и выдвинутые обвинения являются безосновательными.

(IV) Расследование предполагаемых согласованных действий по установлению и поддержанию завышенных тарифов на взаимное подключение к сети

В конце 2012 года Агентство приступило к рассмотрению потенциального нарушения Компанией антимонопольного законодательства. В частности, Агентство заявило, что Компания и Кар-тел (с торговой маркой Beeline), будучи основными участниками рынка, совершали согласованные действия по установлению и поддержанию завышенных тарифов на взаимное подключение сетей, которые были направлены на ослабление позиции их конкурентов, и приняло решение о начале расследования. Тем не менее, согласно Решению от 7 января 2013 года Агентство поручило Министерству связи и информации Республики Казахстан  провести экспертизу в целях оценки тарифов на взаимное подключение сетей Кар-тел и Компании с предоставлением разбивки всех расходов, относящихся на данный вид услуг.

Если в ходе расследования Агентство обнаружит нарушение антимонопольного законодательства, оно может начислить штраф в размере 10% от общих доходов, полученных Компанией за период, в течение которого было совершено нарушение, плюс конфискация дохода, полученного в результате монополистической деятельности (при условии, что период, в отношении которого истребована конфискация дохода, не превышает одного года). В настоящее время возможность оценить размер потенциальных штрафов отсутствует, поскольку Агентство еще не установило определенные ключевые факторы, необходимые для расчета суммы штрафов, такие как период, в течение которого было совершено предполагаемое нарушение.

Поскольку Компания получила лишь Решение о назначении экспертов, которое не представляет собой какие-либо дальнейшие судебные разбирательства и используется Агентством в принятии решения о прекращении расследования или наложении штрафа, руководство считает, что необходимость в отражении соответствующих резервов в настоящей консолидированной финансовой отчетности по состоянию на 31 декабря 2012 года отсутствует.

Обязательства капитального характера

На 31 декабря 2012 года Группа имеет контрактные обязательства капитального характера в отношении основных средств на сумму 4 285 230 тысяч тенге (2011 г.: 2 608 078 тысяч тенге), в основном относящиеся к приобретению телекоммуникационного оборудования у компаний Ericsson и ZTE Corporation.

Обязательства по неотменяемой аренде

Для тех случаев, когда Группа выступает в качестве арендатора, в таблице ниже представлены будущие минимальные арендные платежи по неотменяемым операционным арендам:

В тысячах казахстанских тенге 2012 г. 2011 г.
Не более 1 года 4 800 000 4 162 000
От 1 года до 2 лет 4 840 000 4 200 000
От 2 до 3 лет 4 780 000 4 300 000
Свыше 3 лет 760 000 4 300 000
Итого аренда без права досрочного прекращения 15 180 000 16 962 000

Договор неотменяемой аренды представлен договором на телекоммуникационные услуги с Казахтелеком в отношении аренды цифровых прозрачных каналов связи и сети IP VPN (примечание 6) и договором аренды волоконно-оптических линий связи с АО «КазТрансКом» на пять лет на сумму 2 655 000 тысяч тенге.

Приобретения и инвестиции

(I) Меморандум о взаимопонимании с Сонера

26 августа 2012 года Сонера и Компания заключили меморандум о взаимопонимании («МоВ по купли-продажи»), в соответствии с которым Компания имеет право потребовать от Сонера продать ей, и Сонера имеет право потребовать от Компании приобрести у нее все доли участия, принадлежащие Сонера в ТОО «КазНет Медиа» («КазНет») вместе со всеми правами и обязательствами Сонера по рамочному соглашению о покупке всех долей участия в уставном капитале «КазНет» (см. ниже «Приобретение компанией Сонера бизнеса WIMAX») и всех долей участия, принадлежащих Сонера в ТОО «Родник Инк» («Родник») вместе со всеми правами и обязательствами Сонера по соглашениям о покупке долей участия в уставном капитале «Родник» (см. «Инвестиции Сонера в Родник»).

При условии удовлетворения применимых условий каждая из компаний €“– Сонера и Компания €“– имеет право использовать опцион в любое время, начиная с девяти месяцев после даты планируемого предложения глобальных депозитарных расписок и листинга на местной фондовой бирже. 13 декабря 2012 года. Цена покупки, которую Компания заплатит Сонера за приобретение в результате исполнения опциона, составит чистые затраты, понесенные Сонера в связи с соответствующими инвестициями и сделками приобретения, плюс проценты, начисленные по такой сумме.

Сонера имеет право расторгнуть МоВ по купли-продажи в любое время путем представления Компании письменного уведомления.

Если иное не оговаривается Сонера и Компанией, исполнение опциона зависит от согласия, утверждения и голосования Финтур в пользу приобретения Компанией в результате использования такого права. Кроме того, завершение приобретения, предусматриваемого исполнением опционов, регулируется законодательством, нормами и любыми необходимыми разрешениями.

Сонера имеет право продать («опцион с правом продажи») и Компания имеет право купить («опцион с правом покупки») долевое участие. Цена исполнения обоих опционов равна чистым затратам, которые несет Сонера, и которые ежегодно рассчитываются, используя процентную ставку (начисление процентов начинается, когда начисляются затраты или производится оплата по приходным кассовым ордерам и заканчивается, когда переводится долевое участие).

Ни опцион с правом продажи, ни опцион с правом покупки не могут быть исполнены без разрешения Финтур. Хотя Сонера владеет более чем 50% долевым участием в Финтур, доли меньшинства могут заблокировать любые существенные сделки.

Контрактное право Сонера на реализацию соответствующих активов (долгового и долевого участия в акционерном капитале, соответствующих прав и обязательств) Компании является финансовым инструментом (производный инструмент). В соответствии с соглашением долевые инструменты должны быть переведены Компании по их справедливой стоимости (т.е. по будущей стоимости приобретения), и руководство Компании считает , что стоимость опциона приближена к нулю, поскольку цена соответствующих приобретенных акций равна справедливой стоимости.

После этого справедливая стоимость опциона может быть изменена на основе колебаний в стоимости соответствующего бизнеса. Не смотря на то, что опцион зависит от утверждения Финтур, он будет отражаться в справедливой стоимости опциона.

Стоимость опциона Компании на покупку активов равна нулю, поскольку Сонера завершила приобретение 14 января 2013 года и цена приобретения была установлена по справедливой стоимости на дату проведения трансакции. В дополнение к этому, исполнение опциона компанией Кселл зависит от согласия, утверждения и голосования Финтур в пользу приобретения, что в настоящее время не относится к данному случаю, кроме того, опцион не может быть исполнен до 2014 года.

(II) Приобретение компанией Сонера бизнеса WIMAX

13 августа 2012 года Сонера заключила рамочное соглашение с третьей стороной о покупке всех долей участия в уставном капитале КазНет на общую сумму 170 миллионов долларов США. Приобретение было завершено на 14 января 2013 года.

В качестве условия, предшествующего приобретению компанией Сонера долей участия в КазНет, КазНет приобрела два товарищества с ограниченной ответственностью в Казахстане, а именно ТОО «Аксоран» («Аксоран») и ТОО «Инстафон» («Инстафон»). Аксоран и Инстафон имеют определенные разрешения на радиочастоты, которые могут быть использованы для бизнеса WIMAX в Казахстане. После создания группа КазНет будет владеть и управлять бизнесом WIMAX в Казахстане.

(III) Инвестиции Сонера в Родник

Сонера заключила соглашение с третьей стороной о приобретении 25% участия в уставном капитале «Родник». «Родник» владеет 79,92% общего акционерного капитала АО «КазТрансКом» («КТК»).

Цена покупки составляет 20 миллионов долларов США, подлежит корректировкам в зависимости от суммы чистого долга «Родник» и КТК на момент завершения приобретения.

13 августа 2012 года Сонера заключила соглашение по опциону на покупку с третьей стороной, в соответствии с которым Сонера имеет опцион на покупку оставшейся 75% доли в «Родник». В соответствии с условиями этого соглашения по опциону на покупку, цена исполнения опциона кол будет рассчитываться на основе справедливой рыночной стоимости долевого участия в «Родник».

Приобретение 25% участия в уставном капитале «Родник» было завершено на 14 января 2013 года.

Текущая нестабильность мировых финансовых рынков

Продолжающийся глобальный кризис ликвидности, который начался в середине 2007 года, привел, среди прочего, к снижению уровня финансирования рынков капитала и ликвидности в банковском секторе и, в некоторых случаях, повышению ставок межбанковского заимствования и очень высокому уровню волатильности на фондовых рынках. Неопределенность глобальных финансовых рынков также привела к неплатежеспособности некоторых банков и к необходимости применения мер по их поддержке в США, Западной Европе, России, Казахстане и других регионах.  Несомненно, становится очевидным, что на сегодня невозможно оценить полное влияние продолжающегося финансового кризиса или обеспечить абсолютную защиту от его последствий.  Объем финансирования значительно уменьшился с августа 2008 во всей экономике в целом.

Ситуация с низкой ликвидностью может также повлиять на дебиторов Группы, что, в свою очередь, может отразиться на их способности погашать свою задолженность.  Ухудшающиеся операционные условия дебиторов могут также повлиять на прогнозы денежных потоков и оценку снижения стоимости финансовых и нефинансовых активов со стороны руководства.  Используя существующую информацию, руководство считает, что оно должным образом отразило измененные оценки ожидаемых денежных потоков в его оценке снижения стоимости.

Руководство не имеет возможности надежно оценить влияние на финансовое положение Группы потенциального дальнейшего снижения ликвидности финансовых рынков и их возросшей нестабильности.  Руководство полагает, что им предпринимаются все необходимые меры для поддержки устойчивости и развития деятельности Группы в сложившихся обстоятельствах.

Антимонопольное законодательство

18 октября 2011 года, Агентство издало приказ о включении Компании в Государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее и монопольное положение (далее «Реестр») по определенным видам деятельности, включая услуги по взаимному подключению. Компания начала судебный процесс по отмене Приказа о включении Компании в Реестр с заявления в Специализированный межрайонный экономический суд г. Астана в Октябре 2011 года. Дело передано в Апелляционную коллегию суда г. Астана на новое рассмотрение. 3 января 2013 года, Апелляционная коллегия суда г.Астана назначила проведение судебной экономико-технологической экспертизы. Суд г. Астана постановил назначить дальнейшие слушания после получения результатов экспертизы. До решения суда, Компания не считается включенной в Реестр. 

В случае неудовлетворения апелляции Компании, Компания останется в Реестре и соответственно, ее тарифы на взаимное подключение будут подлежать регулированию со стороны Министерства Транспорта и Коммуникации («МТК»). МТК сможет снизить тарифы на взаимное подключение Компании, тогда как тарифы на взаимное подключение других субъектов рынка не включенных в Реестр останутся не регулированными.