Управление рисками

Система управления рисками

Деятельность Кселл подвержена влиянию различных рисков. Функционируя в таких условиях, достижение поставленных акционерами и Советом директоров Кселл целей невозможно без эффективно действующей системы управления рисками. Система управления рисками Кселл призвана не только своевременно идентифицировать и оценивать стоящие перед Компанией риски, но и выявлять потенциально возможные риски с целью дальнейшего управления ими и минимизации их влияния на деятельность Компании.

Для систематизации процессов управления рисками в Кселл утверждено Положение по управлению рисками. Основная цель Положения – это построение эффективной интегрированной системы и создание комплексного процесса управления рисками как частей управления компанией и постоянного улучшения деятельности, основываясь на едином стандартном подходе к методам и процедурам управления рисками. Применяемые методы управления рисками описаны в Положении.

Процесс управления рисками включает в себя идентификацию существующих и выявление потенциально возможных рисков, их оценку, реагирование на риск и разработку плана по снижению степени риска, а также подготовку отчетности по рискам и их мониторинг.


Идентификация рисков каждого департамента в Компании производится на основании его целей и включает в себя следующее:

  • определение типа риска: стратегический, операционный, финансовый, юридический и стихийные бедствия/катастрофы;
  • краткое описание риска;
  • влияние риска на деятельность Компании.

После идентификации риска определяется рейтинг риска на основе двух критериев - вероятности и степени ущерба. При оценке риска применяется Модель 5*5: вероятность (очень высокая, высокая, средняя, низкая, очень низкая) * степень ущерба (катастрофический, очень серьезный, серьезный, минимальный, незначительный).

Для рисков с рейтингом «Высокий» и «Средний» готовится план по снижению степени риска. Этот план содержит владельцев риска, стратегию реагирования на риск, действия по его снижению, сроки, список сотрудников, ответственных за выполнение действий, необходимые ресурсы и статусы действий.


Структурное подразделение Кселл Роль в системе управления рисками
Топ-менеджмент
  • Утверждение Положения по управлению рисками Кселл.
  • Просмотр консолидированного реестра рисков и контроль выполнения плана по снижению степени риска.
  • Представление отчета по рискам для офиса TeliaSonera Eurasia.
  • Поддержание в компании риск-ориентированной культуры.
Директора департаментов
  • Назначение координатора по рискам в департаменте.
  • Отслеживание исполнения требований Положения по управлению рисками в департаменте.
  • Просмотр и утверждение реестра рисков, представляемых координатором по рискам.
  • Обеспечение эффективного управления и снижения степени рисков по существующим и новым рискам.
  • Распространение на местах механизмов для продвижения культуры практики управления рисками, определение полномочий и поощрение персонала в процессе управления рисками.
Отдел по обеспечению безопасности
  • Предварительное согласование реестров рисков департаментов на предмет правильности оценки риска каждые полгода.
  • Обзор и согласование консолидированного реестра рисков.
  • Участие в реализации превентивных мер по рискам компании, где обязательно требуется вовлечение отдела по обеспечению безопасности, в остальных случаях –  на усмотрение отдела.
Внутренний контроль (Финансовый департамент)
  • Координация процесса отчетности по рискам по всей компании.
  • Обновление консолидированного реестра рисков и предоставление отчетности главному директору и TeliaSonera.
  • Мониторинг выполнения плана по снижению рисков департаментами.
Координатор по рискам
  • Определение и оценка рисков, разработка планов по снижению степени риска, проведение мониторинга рисков и представление отчетности по рискам в своем департаменте.
  • Подготовка и предоставление обновленного реестра рисков директору департамента, группа внутреннего контроля и отделу по обеспечению безопасности.
  • Предоставление обновленного плана по снижению степени риска по запросу от менеджмента, группы внутреннего контроля, отдела по обеспечению безопасности.
Владелец риска
  • Содействие в подготовке, проверке и обновлении реестра рисков в рамках своих полномочий.
  • Постоянное отслеживание новых и существующих рисков  в рамках своих полномочий.
  • Регулярное информирование координатора по рискам об изменениях в рисках.
  • Просмотр, обновление и обеспечение исполнения плана по снижению степени риска в рамках своих полномочий.
Весь штат Компании
  • Исполнение функций по управлению рисками в соответствии с Положением  по управлению рисками.