Совершенствование услуг и сервисов

Услуги голосовой связи

Выручка от голосовых услуг увеличилась по сравнению с 2011 годом на 0,4% и составила по итогам 2012 года 146,7 млрд тенге. Выручка от исходящей голосовой связи снизилась на 3,1% до 114,8 млрд тенге. Вместе с тем, увеличение объёма входящих звонков абонентов других операторов положительно отразилось на динамике услуг межсетевой связи и повлияло на рост выручки в этом сегменте. Выручка от платежей за межсетевое взаимодействие выросла на 20,2% и составила в 2012 году 26,9 млрд тенге.

Доля услуг голосовой связи в выручке Компании в 2012 году составила 80,6%, снизившись на 1,1 пункт по сравнению с 2011 годом. Объём голосового трафика вырос на 70% за счет увеличения абонентской базы и показателя среднемесячного трафика (MOU). Показатель MOU увеличился с 122 до 168 минут, что объясняется повышением доступности услуг голосовой связи. Однако рост трафика и количества абонентов был нивелирован снижением тарифов вследствие ценовой конкуренции между операторами связи. В результате показатель ARMU снизился в 2012 году с 9,5 до 5,2 тенге.

В рамках услуг мобильной связи Кселл предоставляет как услугу исходящих звонков в роуминге для своих абонентов, находящихся за пределами Казахстана, так и услугу входящих звонков в роуминге для гостей страны. По состоянию на 31 декабря 2012 года Компания заключила коммерческие договоры роуминга с 348 операторами в более чем 149 странах мира, руководствуясь стандартными соглашениями Ассоциации GSM. Кроме того, абоненты Кселл пользуются льготными тарифами на роуминг внутри международной роуминговой сети TeliaSonera.

Услуги передачи данных

Кселл оказывает услуги передачи данных, которые представляют собой в основном услуги доступа в Интернет. Услуги передачи данных обладают значительным потенциалом роста и становятся всё более важным источником выручки Компании. Их доля в выручке Кселл за 2012 год выросла с 7,9 до 10,3%.

Выручка от услуг передачи данных в 2012 году выросла по сравнению с предыдущим годом на 33,4%, составив 18,8 млрд тенге. Объём передачи данных увеличился на 471,1%. Росту трафика данных способствовало развертывание Компанией собственной сети 3G, что позволило увеличить скорость передачи данных для абонентов и тем самым повысить привлекательность соответствующих услуг. Широкое распространение смартфонов, USB-модемов и других устройств с доступом в Интернет также привело к росту трафика данных.

Рост объёма передачи данных был частично нейтрализован снижением тарифов. Для увеличения объема использования данного вида услуг абонентам были предложены разнообразные пакеты услуг по привлекательным ценам, например, продаваемые в комплекте пакеты со сниженными тарифами в пересчете на мегабайт переданных данных. Это привело к росту показателя ARPU для услуг передачи данных до 131 тенге.

По оценкам Компании, спрос на услуги передачи данных имеет потенциал дальнейшего роста. Уровень проникновения услуг мобильной передачи данных в Казахстане, несмотря на бурный рост в 2009-2012 гг., пока остаётся значительно ниже уровня более развитых стран. В частности, уровень проникновения смартфонов в сети Кселл составляет пока 11%. Дальнейшему увеличению количества пользователей услуг мобильной передачи данных будет способствовать рост использования мобильных устройств для доступа в Интернет и высокая доля молодого населения в Казахстане.


Кселл владеет самой разветвленной сетью 3G в Казахстане. Запуск сети 3G позволил Компании увеличить скорость передачи данных для своих абонентов и предложить новые услуги передачи данных: картографические сервисы, доступ к социальным сетям и медиаконтенту и другие услуги. Кселл намерен продолжать инвестировать в развитие сети 3G для расширения зоны её покрытия.

VAS-услуги

Кселл предлагает широкий спектр дополнительных услуг, в том числе SMS, MMS, информационные и развлекательные услуги. VAS-услуги важны для бизнеса Кселл, поскольку они позволяют стимулировать абонентов чаще пользоваться услугами Компании и повышать удовлетворенность клиентов.

Выручка от предоставления VAS-услуг в 2012 году увеличилась на 4,6% - с 14,5 млрд тенге до 15,2 млрд тенге. В основном это увеличение связано с ростом выручки от предоставления услуг контента, например, рингбэктонов и иных информационных и развлекательных услуг. Кселл расширяет набор предлагаемых услуг и предоставляет своим абонентам доступ к определенным сервисам, которые предлагаются сторонними поставщиками приложений: SMS-уведомления по разным тематикам, информационно-развлекательный портал, голосовые развлекательные услуги, виртуальные услуги через мобильные социальные сети, а также многие другие развлекательные услуги. Компания предоставляет и другие текстовые и интерактивные информационные услуги, такие как сводки новостей, результаты спортивных соревнований, информацию о положении на дорогах и прогнозы погоды. Некоторые из этих услуг предоставляются с использованием MMS или видеотехнологий, разработанных Кселл.

Рост выручки от VAS-услуг был нивелирован снижением выручки от SMS с 8 млрд тенге в 2011 году до 6,8 млрд тенге в 2012 году. Снижение количества отправленных SMS объясняется, в первую очередь, повышением доступности услуг голосовой связи и услуг передачи данных: общение через социальные сети и с использованием специализированных приложений для обмена мгновенными сообщениями, такими как iMessage и WhatsApp. Чтобы минимизировать снижение выручки от предоставления услуг SMS, Кселл предлагает пакеты SMS, в том числе, в дополнение к другим услугам.