Тенденции развития рынка

Особенности телекоммуникационного рынка

Телекоммуникационный рынок Казахстана за 2012 год сгенерировал совокупную выручку в размере 598 млрд тенге. Наиболее динамичным сектором этого рынка является рынок услуг мобильной связи, на котором количество абонентов за последние четыре года выросло на 84% - с 11,8 млн в 2009 году до 21,9 млн в 2012 году (по оценкам Компании на основе правила активности в течение 1 месяца). Уровень проникновения услуг голосовой мобильной связи в Казахстане по итогам 2012 года составил 170%.


Особенностью рынка мобильной связи в Казахстане является преобладание оказания услуг абонентам по предоплатной системе. Так, по состоянию на 31 декабря 2012 года предоплатной системой и системой авансовой оплаты услуг пользовалось около 99% абонентов Кселл. Наиболее популярными способами оплаты являются платежи через электронные платежные терминалы, предоплаченные карты оплаты, Интернет и салоны операторов мобильной связи.

Рынок мобильной связи в Казахстане является преимущественно рынком услуг голосовой связи. Несмотря на наблюдавшуюся в последние годы спадающую динамику, доля оборота голосовой мобильной связи в общей выручке рынка мобильной связи по-прежнему велика и составила по итогам 2012 года 81% (87%, 86% и 82% в 2009, 2010 и 2011 гг. соответственно).

В 2009-2012 гг. оборот казахстанского рынка голосовой мобильной связи рос совокупным среднегодовым темпом 11% и составил в 2012 году 331 млрд тенге против 242 млрд тенге в 2009 году (согласно опубликованной отчетности операторов мобильной связи Казахстана).


В 2009-2012 гг. оборот казахстанского рынка голосовой мобильной связи рос совокупным среднегодовым темпом 11% и составил в 2012 году 331 млрд тенге против 242 млрд тенге в 2009 году (согласно опубликованной отчетности операторов мобильной связи Казахстана).

Средняя выручка за минуту соединения (ARMU) в Кселл по итогам 2012 года составила 5,2 тенге, в то время как в 2009 году она составляла 14 тенге. Такая динамика отражает жесткие конкурентные условия, в которых работает Компания.

Основными конкурентами Кселл на телекоммуникационном рынке Казахстана являются три оператора мобильной связи: «ВымпелKом», Tele2 («МТС») и «Алтел». Кселл сохраняет положение лидера, занимая по итогам 2012 года 46,9% рынка по числу абонентов.

Средняя выручка Кселл на одного абонента (ARPU) для услуг голосовой связи по итогам 2012 года составила 1 015 тенге, в то время как в 2009, 2010 и 2011 гг. она находилась на уровне 1 298, 1 363 и 1 227 тенге соответственно.

Услуга мобильного широкополосного доступа в Интернет (ШПД) в Казахстане остается в настоящий момент недостаточно востребованной по сравнению с другими рынками. В 2012 году средний ежемесячный трафик данных в Компании составлял около 77 МБ на абонента, что пока примерно в 3 раза ниже наших оценок аналогичного показателя у мобильных операторов в России. Вместе с тем, по сравнению с 2009 годом этот показатель в Кселл вырос более чем в 18 раз. Указанные цифры вместе с фактами активного использования смартфонов и аналогичных мобильных устройств в настоящее время позволяют судить о высокой перспективности данного рынка. В пользу такого прогноза говорит также тот факт, что уровень проникновения услуг фиксированного ШПД в Казахстане в 2012 году оставался сравнительно невысоким – не более 10% населения и около 30% домохозяйств, а строительство необходимой инфраструктуры фиксированного ШПД требует более значительных денежных и временных затрат, чем развитие существующей сети мобильной передачи данных. Показатель средней выручки на абонента Компании (ARPU) в сегменте передачи данных увеличился по сравнению с 2011 годом на 9,2% и достиг по итогам 2012 года уровня 131 тенге. Рост данного показателя относительно 2009 года составил 36,5%.

Регулирование отрасли

Основными регулирующими органами казахстанского рынка мобильной связи являются Министерство транспорта и коммуникаций (МТК) и Агентство по защите конкуренции (Антимонопольное агентство).

С 2000 года Кселл включен в Государственный реестр Агентства по защите конкуренции как поставщик услуг мобильной связи, доля рынка которого в масштабах страны превышает 35%. Поэтому деятельность Компании находится под надзором Агентства на предмет соблюдения Закона о конкуренции и недопущения злоупотреблений своим доминирующим положением на рынке.

В 2011 году МТК установило максимальные тарифы на внутрисетевые звонки, а в феврале 2012 года — на внесетевые звонки и услуги передачи данных. Межсетевые тарифы пока определяются операторами на двусторонней основе, а регулирующий орган оставляет за собой право давать им рекомендации. Кроме того, в настоящее время МТК рассматривает возможность введения нормы о сохранении мобильных номеров (СМН), позволяющей абонентам мобильной связи сохранять свои телефонные номера при смене оператора.

Регулирование в отношении операторов виртуальной сети мобильной связи (MVNO) законодательством Республики Казахстан не предусмотрено, и, насколько известно Кселл, МТК пока не получало запросов в отношении подобных услуг.